Махалыч: Пастырь Птиц
Кинетический объект «Махалыч: Пастырь Птиц» (Makhalych: Birding Man) для Фестиваля The Burning Man 2016 – очередное перерождение художественного персонажа Василия Щетинина «Икарушка», история которого началась в 1989 году.
А у Икарушки бедного,
Всеми братками забытого,
Одни только белые ножки торчат
Из холодной зеленой воды.

Дмитрий Шагин
Ещё до того, как Василий Щетинин открыл Никола-Ленивец, он придумал «Икарушку», человека с крыльями, который хотел взлететь – но крылья только сотрясали воздух.

Первый Икарушка был сделан в 1989 году из завалившегося забора. Ему, как и его мифологическому прототипу, удалось почти невозможное: выпорхнуть за границу, на выставку «Митьков» в Антверпен. И так же бесславно пришлось исчезнуть – домой он не вернулся.

Второй Икарушка, наряженный в одежду художника, с гордо распростёртыми 12-метровыми крыльями, стал символом фестиваля уличных театров «Караван мира», устроенного в 1989 году Славой Полуниным. В этой почётной роли рукокрылый человек проехал от Москвы до Петербурга, где пал жертвой вандалов.

Третий (небольшой – всего 4 м в размахе) был украден.

Истории взлётов и падений Икарушки была посвящена выставка, прошедшая в 2002 году в Государственном Музее архитектуры им.Щусева. С лёгкой руки его тогдашнего директора Давида Саркисяна вечное упорство наивного неудачника было увековечено – «Икарушка» стал официальным сувениром МУАРа, сборной кинетической моделью «для любителей конструктивизма всех возрастов».
Человек – не птица, крыльев не имать. Аще кто приставит себе аки крылья деревянна, противу естества творит, за сие содружество с нечистой силой отрубить выдумщику голову, тело окаянного, пса смердящего, бросить свиньям на съедение, а выдумку после священная литургии огнём сжечь.

Иван Грозный (предположительно)
Человек, создавший крылья, поднявшийся в воздух, но потерпевший неудачу – архетипический образ, известный по мифам и легендам, начиная от собственно античного Икара, обжёгшегося о Солнце, и заканчивая Никитой-летуном, якобы казнённым Иваном Грозным (его успешный полёт был сочтён еретическим).
Оба образа символизируют естественное стремление человека к расширению границ – как мира, так и собственных возможностей. Но если первый поплатился за неосмотрительность, то второй бросил вызов косности и – невольно – политическому террору, придав символическому жесту ещё и гражданское измерение.
А.Дейнека. Никитка – первый русский летун
Birding Man – уже не совсем Икарушка. Отказавшись от имени, которое сулит несчастья, этот 40-метровый исполин из трагической фигуры превращается в Пастыря Птиц. Он не пытается взлететь, его крылья, чутко реагирующие на любые воздействия, движутся ради собственно движения и одновременно создают своего рода укрытие, сень.

Кинетическая скульпутра будет представлена на фестивале The Burning Man, который пройдёт в пустыне Блэк-Рок (Невада, США) с 28 августа по 5 сентября. Тема фестиваля в этом году – наследие итальянского Ренессанса, так что компанию Пастырю Птиц составят реплики механизмов Леонардо и, как знать, может быть, среди них будут рукокрылые машины из тех времён, когда легенда об Икаре казалась призывом к действию.

Для Никола-Ленивца участие Махалыча в фестивале Burning Man означает поворот к развитию нового направления – кинетического искусства. Сам этот жанр, конечно, отнюдь не нов, но для парка, где до сих пор появлялись в основном статичные объекты, непривычен. «Развитие нового направления» – это и возобновление работы мастерских, и образовательная программа для художников, и продвижение тренда в целом, и создание новых арт-объектов. Одним из которых, вероятно, станет копия Пастыря Птиц на территории парка.
Автор

Василий Щетинин (род. 1965) — архитектор, художник, дизайнер. Учился в МАрхИ. В конце 1980–х участвовал в выставках, в том числе с коллективом «Митьки» (куда входил и Николай Полисский). В 1990 году начал заниматься Никола–Ленивцем, был автором концепции поселка художников, проекта инфраструктуры, инициатором и автором реставрации Троицкой церкви. Сейчас продолжает заниматься развитием Никола–Ленивца, участвует в разработке новой концепции территории, в фестивале Архстояние выступает как со-организатор.

Участник выставок «Артманеж», «Архмосква», «Стопроцентный дизайн» (спецпремия «За вклад в развитие дизайна»), Международного фестиваля архитектуры и дизайна интерьера на Брестской (2006 — 1е место в номинации «Лучший объект года», 2011 — 1–я премия в конкурсе «Две вещи»). Работы В.Щетинина находятся в музейных и частных собраниях.
Читайте также: